УТВЕРЖДЕНО творческой группой учителей истории и обществоведения на заседании районного методического объединения 30.08.2023 |
ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебному предмету «Обществоведение»
- Социальная сфера общества
- Политическая сфера общества
- Экономическая сфера общества
- Духовная сфера общества
- Право
I.Социальная сфера общества
Совершенствование знаний и навыков определения понятий, структуру и функции социальной группы, социальный статус и роли личности, социальная структура, горизонтальная и вертикальная организация общества, горизонтальная и вертикальная мобильность, структура социальной коммуникации, молодежь как социальная группа, социальные движения. Представители науки.
1. |
Социология – наука об обществе |
Основные понятия социологии. Методы социологического исследования. Профессия – социолог |
2. |
Общество как система |
Понятие общества. Сферы жизни общества и социальные институты. Социальные группы. |
3. |
Социальная структура общества |
Социальные классы. Социальные страты. Социальный статус, роли и мобильность. Социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. |
4. |
Социальная коммуникация. |
Структура социальной коммуникации. Виды социальной коммуникации. Массовая коммуникация. |
5. |
Социальные процессы и изменение общества |
Социальный процесс и его виды. Сущность и виды массового поведения. Социальные движения. |
6. |
Представители науки |
Концепции, основные идеи, вклад в социологию. |
II.Политическая сфера общества
Совершенствование знаний и навыков определения понятий, политология как наука, политический статус личности, государство как основной политический институт, прямая и представительная демократия, политическая система общества, партийная система, избирательная система, формы государства, основные направления политических исследований. Основные идеи и достижения мировой и отечественной политической науки. Основные источники информации о современном белорусском обществе и государстве. Представители науки.
1. |
Политология как наука. Представители науки. |
Основные направления политических исследований. Основные представители, идеи и достижения мировой и отечественной политической науки. |
2. |
Политика |
Политические элиты и лидеры. Политическая система и ее функции |
3. |
Государство в политической системе |
Форма государства Формы демократии. Виды избирательных систем. Правовое государство и гражданское общество |
4. |
Политические партии и общественные объединения. |
Основные виды политической идеологии. Политические партии и партийные системы. Политические партии и партийные системы. Общественные организации и движения. |
III.Экономическая сфера общества
Совершенствование знаний и навыков определения понятий, основные идеи и достижения мировой и отечественной экономической науки, экономика как наука об обществе, экономические системы. Представители науки.
1. |
Экономика как наука. Представители науки |
Экономика и ее роль в жизни человека и общества. Понятие экономики. Основные представители, идеи и достижения мировой и отечественной политической науки. Понятие экономической системы. |
2. |
Денежно-кредитная система. |
Деньги, их функции и формы. Банки и их функции. Вклады и кредитование. |
3. |
Рынок: спрос, предложение, рыночная цена |
Понятие и функции рынка. Спрос, предложение и рыночная цена. Виды рынков. Конкуренция и ее роль в экономике. Понятие конкуренции. Менеджмент. Маркетинг. |
4. |
Финансовая система общества. |
Понятие финансовой системы. Государственный бюджет. Налоги, их виды и роль в экономике. |
5. |
Государство и экономика. |
Задачи и методы государственного регулирования экономики. Инфляция, ее формы и последствия. Безработица, ее формы и последствия. |
VI.Духовная сфера общества
Совершенствование знаний и навыков определения понятий, особенности моральной регуляции; этика как наука о морали; структура религии; свобода совести и вероисповедания; философские подходы к познанию действительности, место философии в системе культуры; наука, религия, образование как социальные институты; особенности научного познания, эмпирический и теоретический уровни научного исследования; тенденции в развитии образования. Многообразие культур и диалог культур. Представители духовной сферы общества.
1 |
Науки о духовной сфере общества Представители духовной сферы общества |
Духовная жизнь общества как объект научного исследования. Философия, культурология, религиоведение как науки и профессиональная деятельность. Специфика профессиональной деятельности философа, культуролога и др. |
2. |
Мораль |
Сущность моральной регуляции общественной жизни. Динамика моральных норм и идеалов. Этика как теория морали. |
3. |
Религия. |
Сущность религии, ее функции. Структурные элементы религии. Социальная динамика религии. |
4 |
Философия. |
Понятие философии и ее структура. Историческая динамика философии. Философия в системе культуры. |
5 |
Наука. |
Научное познание, цели и ценности науки. Уровни научного познания. Классификация наук. Наука как социальный институт. |
6. |
Образование. |
Понятие образования. Образование как социальный институт. Тенденции развития образования. |
7. |
Многообразие культур |
Формы культуры (народная, массовая, элитарная); способы сохранения и развития национальной культуры достоверность информации в массмедиа; этнокультурные стереотипы и проявления ксенофобии. |
V.Право
Совершенствование знаний и навыков определения понятий, основные положения идеологии белорусского государства, содержание Конституции Республики Беларусь, порядок формирования и полномочия органов государственной власти Республики Беларусь; порядок формирования и полномочия органов местного управления и самоуправления; характеризовать: нормы трудового права, которые регулируют рабочее время, время отдыха, оплату труда работника; правовой механизм трудоустройства и прекращения трудового договора; права и обязанности работников и нанимателей; правовой механизм заключения и прекращения брака; права и обязанности родителей и детей; признаки административного правонарушения; обстоятельства, отягчающие и исключающие уголовную ответственность; основные задачи правоохранительных органов Республики Беларусь; выстраивать модель правомерного поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку.
1. |
Конституция Республики Беларусь |
Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе. |
2. |
Право |
Право и его основные функции. Право и мораль. |
3. |
Избирательная система Республики Беларусь |
Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный процесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь |
4. |
Органы государственной власти Республики Беларусь |
Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Местное управление и самоуправление. |
5. |
Основные отрасли права |
Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Административное право. Уголовное право |
6. |
Правоохранительные органы Республики Беларусь |
Основные задачи и полномочия правоохранительных органов Республики Беларусь |
Составители:
учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа № 3 г. Быхова»
Ткачева Елена Анатольевна